Метод позволяющий обеспечить неподвижность

Метод позволяющий обеспечить неподвижность

В медицине: создание условий для обеспечения неподвижности какой-либо части тела при повреждениях и заболеваниях

• лечебный метод создания неподвижности части тела

• лечебный метод создания неподвижности части тела, конечности при переломах костей, заболеваниях суставов, обширных ранах

Цель иммобилизации — обеспечить неподвижность места перелома. Достигается наложением на повреждённую часть тела транспортных шин (табельные средства) или подручных материалов (доски, лыжи, палки, куски фанеры и т. п.).

Основное правило при наложении шин — фиксация не менее двух суставов — выше и ниже места перелома, а при переломах крупных костей — желательно даже трёх.

Транспортные шины изолируются от костных выступов мягкой прокладкой из сена, соломы, предметов одежды и т. п. При отсутствии специальных шин их необходимо смоделировать из подручных материалов по форме конечности, наложить поверх обуви и одежды, закрепить бинтом, ремнём или куском ткани.

До наложения шин останавливают возможные при открытых переломах кровотечения, на рану накладывают повязку. Для иммобилизации при переломе плечевой кости используют большие лестничные шины. При этом руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, подмышечную впадину заполняют валиком из ваты и начинают укладывать шину от здорового плеча так, чтобы она проходила через спину по надлопаточной области больной стороны, затем по задненаружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев. Шину выкладывают ватой, прибинтовывают к руке и, частично, к туловищу, руку подвешивают на косынке (ремне) или прибинтовывают к туловищу. В случае отсутствия табельной шины и подручных средств согнутую в локте руку берут на косынку (ремень) или прибинтовывают к туловищу.

При переломах костей предплечья шину можно сделать в форме жёлоба. Шина должна захватывать верхнюю треть плеча и кончики пальцев (пальцы полусогнуты). Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, прибинтовывают к ней шину широким бинтом и подвешивают на косынке или ремне.

При переломе бедра для придания неподвижности костным обломкам следует исключить движения в трёх суставах — голеностопном, коленном, тазобедренном. С этой целью используют три шины. Первая шина накладывается от подмышечной впадины до стопы и должна быть равна этому расстоянию, вторая, изогнутая в виде буквы Г,— от ягодичной складки до кончиков пальцев стопы, третья фиксирует ногу с внутренней стороны от промежности до края стопы. Шины моделируют, покрывают ватой, а затем прибинтовывают к ноге (первую — и к туловищу). Из подручных средств для иммобилизации можно использовать доски или куски фанеры. При отсутствии таких средств повреждённую ногу следует прибинтовать к здоровой.

При переломах костей голени применяют большую лестничную шину. Её моделируют по здоровой ноге в виде буквы Г, стопу фиксируют под прямым углом к голени, ногу слегка сгибают в коленном суставе. Длина шин должна быть равна расстоянию от середины бедра до кончиков пальцев. При отсутствии шин больную ногу прибинтовывают к здоровой ноге.

При переломе ключицы в подмышечную впадину с больной стороны подаладывают комок ваты, плечо туго прибинтовывают к туловищу, а предплечье подвешивают на косынке. Второй косынкой прикрепляют к туловищу.

При повреждениях позвоночника и костей таза необходимо пострадавшего уложить на щит, широкую доску и т. п. и прибинтовать к щиту, доске или косынке. Под колени подкладывают пальто или подушку для расслабления рёберных мышц.

При переломе нижней челюсти её плотно прижимают к верхней при помощи повязки из индивидуального пакета (в этом случае верхняя челюсть служит шиной для нижней). При переломе верхней челюсти между челюстями прокладывают шину из кусочка фанеры, которая фиксируется к голове с помощью бинта и двух оттяжек, идущих от шины.

Читайте также:  Как проявляется воспаление придатков у женщин

Правильное наложение повязок и шин предупреждает развитие шока и других тяжёлых осложнений.

I

Иммобилизация (лат. immobilis неподвижный)

создание неподвижности (покоя) какой-либо части тела при некоторых повреждениях (ушибах, ранах, вывихах и др.) и заболеваниях. Различают транспортную и лечебную И. Транспортная И. осуществляется, как правило, на амбулаторном этапе лечения с помощью специальных средств, стандартных (выпускаемых промышленностью) и импровизированных (из подручных материалов). Лечебная И. требует применения специальных, иногда довольно сложных устройств (например, компрессионно-дистракционных аппаратов). Ее производят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.

Под транспортной И. понимают временное обездвижение пораженного участка тела на период транспортировки пострадавшего (обычно до лечебного учреждения). Наиболее частые показания для транспортной И. — переломы костей, обширные повреждения мягких тканей, глубокие ожоги, повреждения крупных кровеносных сосудов и нервных стволов, некоторые острые воспалительные процессы (например, глубокая флегмона бедра). При переломах костей транспортная И. предупреждает вторичное смещение костных фрагментов и перфорацию ими кожи. Обеспечивая неподвижность костных отломков и уменьшая травматизацию мягких тканей в области перелома, она позволяет избежать усиления боли и предотвратить развитие травматического шока. Кроме того, транспортная И. служит для профилактики повреждения кровеносных сосудов и, следовательно, кровотечения, травмы нервных стволов, жировой эмболии, а также развития и распространения инфекции в ране. При обширных повреждениях мягких тканей и глубоких ожогах, а также при острых воспалительных процессах на конечностях транспортная И. уменьшает боль, предупреждает развитие травматического шока и распространение инфекции. При повреждениях крупных кровеносных сосудов она уменьшает опасность тромбоэмболии и повторного кровотечения.

Техника И. определяется особенностями патологического процесса, условиями, в которых она осуществляется. На месте происшествия при отсутствии стандартных (табельных) шин используют импровизированные шины (палки, доски и др.). Иммобилизировать поврежденную руку можно, привязав ее к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой. Стандартные шины применяют в соответствии с их предназначением и конструкцией (см. Шинирование).

При повреждениях позвоночника пострадавшего укладывают на жесткую поверхность (щит), что препятствует подвижности в области перелома и травматизации спинного мозга. При переломах таза пострадавшего укладывают на жесткую поверхность, разводят ему бедра, под коленные суставы подкладывают валик. Это способствует максимальному расслаблению мышц таза, предупреждает вторичное смещение костных фрагментов и травматизацию органов малого таза.

При выполнении транспортной И. соблюдают два основных принципа: принцип наружной фиксации сегмента конечности с обязательным выключением движений в двух-трех суставах, прилегающих к области повреждения, и принцип вытяжения поврежденного сегмента конечности.

При применении средств транспортной И. руководствуются следующими правилами: иммобилизацию производят в возможно более ранние сроки; предварительно пострадавшим вводят обезболивающие средства; транспортные шины накладывают поверх одежды и обуви или на обнаженную поверхность, защитив в последнем случае костные выступы (лодыжки, гребни подвздошных костей, мыщелки плеча и др.) ватной прокладкой; перед фиксацией шиной конечностей при открытых переломах и ранах накладывают асептические повязки; кровоостанавливающий жгут, если он необходим, должен быть наложен таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая И. (кровоостанавливающий жгут нельзя закрывать шиной или повязкой); транспортные шины закрепляют на конечностях мягкими бинтами на всем протяжении.

Читайте также:  Фиксация коленного сустава при травме

Ошибки при выполнении транспортной И. ведут к тяжелым осложнениям. Необоснованно короткие транспортные шины неэффективны. Частой ошибкой является фиксация менее двух суставов, прилегающих к поврежденному сегменту конечности, или наложение жестких стандартных шин без предварительного обертывания их ватой и марлей. Недостаточная фиксация шин мягким бинтом на всем протяжении конечности приводит к образованию перетяжек, сдавлению и нарушению кровоснабжения.

Лечебную И. чаще всего применяют для лечения переломов с целью создания неподвижности костных отломков до их сращения и образования костной мозоли. Принципы и правила осуществления лечебной И. такие же, как при транспортной иммобилизации.

Средства лечебной И. многообразны. В амбулаторной практике И. нередко осуществляют с помощью гипсовых и мягкотканных повязок (например, при переломах без смещения или с незначительным смещением отломков). Одним из распространенных видов лечебной И. являются гипсовые повязки, кроватки, корсеты и лонгеты (см Гипсовая техника). Гипсовая повязка хорошо моделируется, относительно легко переносится больными. Несмотря на многочисленные попытки замены гипсовой повязки различными шинами из пластмассы, она по-прежнему остается наиболее простым и надежным способом И. Недостаток гипсовой повязки заключается в том, что она способствует развитию тугоподвижности суставов и гипотрофии мышц пораженной конечности. В значительной мере это можно компенсировать при раннем назначении лечебной гимнастики и физиотерапии.

Другим видом лечебной И. является Вытяжение, которое устраняет смещение костных фрагментов и фиксирует их в достигнутом положении на срок, необходимый для сращения перелома. Недостаток этого способа обездвижения — длительный срок пребывания больного в постели.

Разновидность лечебной И. — фиксация костных фрагментов различными металлическими или пластмассовыми конструкциями (спицами, винтами, штифтами, пластинами и др.), введенными внутрикостно или накостно (см. Остеосинтез). Недостатком этого вида лечебной И. является необходимость повторной операции для удаления конструкции, а также возможность нагноения после операции.

К методам лечебной И. относится и быстро развивающийся метод компрессионно-дистракционного остеосинтеза. Сущность его заключается в том, что с помощью специальных аппаратов и спиц создается взаимное давление или растяжение костных фрагментов, а также их фиксация до сращения перелома (см. Дистракционно-компрессионные аппараты). Широкое применение в качестве лечебной И. имеют шины из различных пластических материалов (поливика, полиэтилена, вспененного полиэтилена и др.).

Библиогр.: Русаков А.Б.Транспортная иммобилизация, М., 1975; Ткаченко С.С. и Шаповалова М. Оказание доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата, с. 53, Л., 1984; Шестакова Н.А. и Малкис А.И. Гипсовая техника, с. 63, Т., 1981.

II

создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Постоянную иммобилизацию, часто ее называют лечебной, осуществляет врач (реже фельдшер). Наиболее распространенным способом такой И. является наложение гипсовой повязки. Существует множество и других методов И., например с помощью специальных ортопедических аппаратов, пневматических шин, в которые накачивают воздух, аппаратов для соединения костей, вытяжения по оси поврежденной конечности за скобу с проведенной через кость спицей (так называемое скелетное вытяжение).

Транспортная И. является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной. Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах И. поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная И. занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

Читайте также:  Аллергия на индометацин

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для И. подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис.).

Основным способом И. поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную И. как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего (Жгут кровоостанавливающий), его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для «лучшей» фиксации шины, т.к. этоможет вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б — при переломе позвоночника; в, г — иммобилизация бедра; д — предплечья; е — ключицы; ж — голени.

III

Иммобилизация (immobilisatio; лат. immobilis неподвижный; Им- + mobilis подвижный)

создание полной неподвижности или уменьшенной подвижности одной или нескольких частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

Иммобилизация транспортная — И., создаваемая на время транспортировки больного.

Ссылка на основную публикацию
Меры профилактики заражения свиным цепнем
Свиной цепень – это ленточный червь из семейства Taeniidae. Паразитирование свиного цепня в теле человека называется «тениоз». Проявляется эта паразитарная...
Максар цена отзывы аналоги
Показания к применению Способ применения Побочные действия Противопоказания Беременность Передозировка Условия хранения Форма выпуска Состав Дополнительно Препарат Максар - гепатопротекторное...
Максиколд рино инструкция по применению цена
Максиколд рино: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Maxicold rino Код ATX: N02BE51 Действующее вещество: фенилэфрин (phenylephrinum) + фенирамина...
Меры профилактики лучевой болезни
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются...
Adblock detector